?

Log in

Саграда Фамилиа. Хронология строительства. - Корзина для мыслей

мар. 10, 2008

12:42 pm - Саграда Фамилиа. Хронология строительства.

Previous Entry Поделиться Next Entry

Особая благодарность за Собор, не знал вообще ничего.
rabid_worg


Иногда нет причин скрывать свое невежество. Когда 10 лет назад я впервые собирался в Барселону, я был уверен, что у ее символа – Собора Святого Семейства, построен только главный фасад, но работы на этом пришлось прекратить, потому что единственный человек, который знал, как строить собор, умер 70 лет назад. Оказалось, что в этом моем знании не было практически ни слова правды.
Построенный фасад не был ни главным, ни единственным, работы хоть и вялотекуще, но продолжались, автор проекта и сам не представлял в деталях, что у него получится.
Спустя 10 лет выяснилось, что мои знания устарели. Думаю, что еще лет через 10 они устареют снова.
А сегодня история Собора Саграда Фамилия – Святого Семейства выглядит так.

Впервые мысль о строительстве нового кафедрального собора для столицы Каталонии, крупнейшего порта и промышленного центра Испании, бурно развивающейся Барселоны, появилась еще в середине XIX века. Хосе Бокабелла, торговец книгами, создатель католической ассоциации Св.Иосифа, уже в 1866м году обратил внимание, что старый собор Барселоны не соответствует ни новой роли города, ни его растущему населению, ни, самое главное, новым идеям, появившимся в обществе. Бокабелла опасался, что консервативная идеология католицизма в недостаточной степени отвечает реалиям совершающейся индустриальной революции, в частности - в архитектуре.
В 1872 году деятельность Бокабеллы по примирению традиций и современности привела его в Рим, он принес дары папе и имел с ним разговор. Достоверно неизвестно, о чем они говорили, но по возвращении из Ватикана Бокабелла заказывает архитектору Франциску Виллару проект неоготического храма, который он собирался построить на пожертвования людей, искупающих свои поступки, связанные с невозможностью примирить религиозные традиции с постоянно меняющейся реальностью.
Этот принцип, заложенный Бокабеллой, стал первой из причин, что храм строится до сих пор. Девять лет потребовалось только на то, чтобы на пожертвования приобрести землю на дальних выселках Барселоны. В день Св. Иосифа 1882-го года епископ Барселоны заложил первый камень в фундамент собора (гравюра слева).

Практически сразу возникает конфликт: Виллар требует строить строго по его проекту, отрицая возможность внесения любых изменений. Промучившись несколько месяцев, Бокарелла и представители города принимают решение нанять вместо Виллара относительного молодого, но уже известного в городе 31-летнего Антонио Гауди. Естественно, Гауди не хочет строить по чужому проекту обычный неоготический храм. Он вынужденно достраивает по старому проекту крипту, но параллельно работает над новым, который гораздо амбициозней и необычней старого.
В 1890-м El Propagador публикует описание собора, с 12-ю звонницами, посвященными апостолам, и большим центральным куполом и тремя фасадами.

Гауди пишет: «Глупо думать, что мы сможем за одно лишь поколение построить этот собор. Наша задача – оставить потомкам настолько яркое и четкое направление, в котором следует продолжать строительство, что это станет для них стимулом, чтобы закончить работу. Нас же это освободит от необходимости торопиться.» В русле этого рассуждения Гауди полностью заканчивает крипту, начинает строительство апсиды, и одновременно, в 1892-м – строительство восточного Рождественского фасада. Гауди не делает подробных чертежей здания, но при этом макетирует важные, с его точки зрения детали, такие, как, например, колонны или окна-розетки. Также он делает детальные макеты фасадов здания (справа - макет центрального фасада - ворот Славы), в том числе 1*10 (так в источнике, но я сомневаюсь, что была 15-метровая модель). Основной упор Гауди делает на планирующийся следующим к постройке фасад Страстей, известно что в 1911-1917м годах он работал минимум над тремя различными вариантами. В меньшей степени Гауди проработал купола храма, больший – посвященный самому Христу, и чуть меньший – Богоматери.


Фото строительства 1898, 1899, 1904 годов. Внешняя стена апсиды и входная группа фасада Рождества закончены.


Фото строительства 1908, 1910, 1913 годов. Построено здание мастерских для хранения чертежей и макетов, начинается строительство колоколен.

В 1909м проект Собора становится известным в Европе – Гауди демонстрирует макет фасада Рождества на архитектурной выставке в Париже. Но это не может помочь проекту – начавшаяся война сильно уменьшает поток пожертвований. На стройке работают лишь 30 человек, и только организованная церковью подписка на строительство позволяет продолжать работы.
В 1920м году в связи с празднованием года Св.Иосифа в соборе организуются первые службы. Тысяча певцов, свезенных со всей Каталонии поют аллилуйю на ступеньках недостроенного фасада Рождества.
30 ноября 1925 колокольня Святого Варнавы первой из всех закончена. Через полгода Гауди был сбит трамваем, чудом найден уже мертвым и подготовленным к похоронам в общей могиле для нищих, и торжественно похоронен в крипте Собора в присутствии, как утверждается, всего населения Барселоны.

В начале 30-х ученики Гауди заканчивают фасад Рождества.

Фото строительства 1925, 1926, 1928, 1933 годов. Фасад Рождества закончен. Именно в таком виде следующие 50-60 лет он становится известным во всем мире. Интересно смотреть, как меняется застройка вокруг храма - теперь это уже не поле, а 4-5 этажные дома.


Гражданская война в Испании привела к практически полному уничтожению всего, что могло бы стать «стимулом потомкам». В 1936-м году готовый фасад подожжен, а мастерские, в которых хранились макеты, чертежи и готовые детали, разгромлены, крипта разорена, хотя, к счастью, могила Гауди осталась нетронутой. Все 40-ые годы были посвящены тому, чтобы собрать остатки наработок Гауди и понять, что делать дальше (справа - 1936, храм и мастерские горят).


В 1953м году принимается решение о возобновлении строительства. Через год начинаются работы по возведению западного фасада (Страстей).


Фото строительства 1953, 1963, 1973, 1983 годов.

9 января 1965 группа интеллигенции и художников публикует в барселонской газете "La Vanguardia" открытое письмо, направленное на запрет строительства. Причинами были указаны как невозможность придерживаться направления, заданного Гауди, так и отсутствие практической необходимости – за 100 лет набожность барселонцев очень уменьшилась. То утихая, то вновь разгораясь, дискуссия, заданная этим письмом, продолжается до сих пор.

9 ноября 1976 года заканчивается строительство фасада Страстей. Тем не менее, еще 30 лет этот фасад находится в тени восточного, практически не фигурирует на открытках, сувенирах, путеводителях. «Этот фасад стоило построить хотя бы для того, чтобы подчеркнуть, как сильно талант Гауди превосходит способности его учеников» - это мнение было превалирующим (слева - входная группа фасада Страстей на рисунке Гауди, справа - реализация, 2003г.)

Все изменилось в 2002м году - 150-летний юбилей со дня рождения был объявлен ЮНЕСКО годом Гауди. «Стройка кающихся» превращается в культурное мероприятие международного масштаба, принимаются решения, позволяющие неиспанским организациям финансировать строительство, что резко ускорило его темпы. Срок окончания строительства приурочен к 2026-му – 100летию с момента смерти Гауди.


План застройки. К сожалению, мне не удалось понять, как планируется осуществить строительство примыкающей к фасаду Славы лестницы – планы внутри здания показывают, что улица, расположенная на месте фасада, должна быть убрана в тоннель, но даже в этом случае фасад будет упираться прямо в окна зданий соседнего квартала. Речь об их выкупе и сносе теперь не идет.



Вот так сегодня храм представляется его строителям:
Три фасада, посвященные земной жизни Христа: фасад Рождества, фасад Славы, и фасад Страстей, над каждым из них четыре колокольни, посвященные двенадцати апостолам, четыре башни, посвященные евангелистам, башня Богородицы и башня, посвященная самому Иисусу. Принесший славу архитектору и городу Рождественский фасад визуально потерялся.


Ну, и, как положено, мораль. У каждого из нас осталось еще лет 5-7, чтобы доехать до Барселоны, чтобы взглянуть на знаменитые спиралеобразные колокольни на фоне голубого каталонского неба или ночью, в свете прожекторов... Потом будет поздно.

Comments:

From:ex_sky_hopp
Date:Март 10, 2008 11:32 am
(Link)
Как всегда , очень интересно , спасибо !
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:rudzin
Date:Март 10, 2008 12:10 pm
(Link)
Всегда - пожалуйста. :)))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:yozhik_
Date:Март 10, 2008 11:41 am
(Link)
Большое Вам спасибо. Снимок 1933 года подвиг меня к весьма существенному дополнению к посту, который я сейчас готовлю.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:rudzin
Date:Март 10, 2008 12:08 pm
(Link)
Заинтригован. Весьма. Буду теперь ломать голову и ждать Ваш пост.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:yozhik_
Date:Март 10, 2008 12:16 pm
(Link)
это пост об итальянском архитекторе, который много строил в Палестине. Один из его нереализованных проектов - перестройка Храма Гроба Господня - очень напомнила мне церковь Гауди. По современным снимкам это не видно.
Сравните:
http://images35.fotki.com/v1132/photos/7/75253/5444216/holy_sepulchre3-vi.jpg

и

ваш снимок:
http://pics.livejournal.com/rudzin/pic/0006p73d/s320x240
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:nowherenoone
Date:Март 10, 2008 11:54 am
(Link)
А почему будет поздно?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:rudzin
Date:Март 10, 2008 12:07 pm
(Link)
Потому что начнется строительство башен Христа и Богоматери - лет 10 всё будет закрыто лесами. А потом уже фон будет подавляющий, как мне кажется.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:periskop
Date:Март 10, 2008 05:13 pm
(Link)
Чрезвычайно интересно! Оказывается, всемирно узнаваемые виды исчезнут, в виду завершения проекта. Не знал. А ведь мы башни Саграды поставили даже на main cover своего путеводителя по Барсе.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:ingr
Date:Март 10, 2008 05:27 pm
(Link)
Не волнуйтесь не исчезнут,только жаль что они Тарогонский камень на бетон заменили....
Хотя,на вкус и цвет....
Там кстати другие "гении" присутсвуют Доменик де Монтанар к примеру :))))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:rudzin
Date:Март 10, 2008 05:44 pm
(Link)
Не исчезнут? Что Вы имеете ввиду? Сейчас башни обоих фасадов видно как самостоятельные структуры, при определенных углах зрения виден только Рождественский фасад - вот как в превью-фото... Когда построят все здание, именно два центральных купола будут формировать изображение.
Если я не прав, не затруднит ли Вас объяснить, в чем?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:ingr
Date:Март 10, 2008 06:18 pm
(Link)
Дык извольте....
Ну вопервых есть фотошоп :)))))))))))))
А во вторых(серьёзно) всё сильно зависит от ракурсов и времени сьёмки.
То что успел сделать АГ,имеет разумеется самостоятельное архитектурное значение и безусловную ценность. Но после создания фонда и взятия контроля над финансами немцами и австралийцами как то всё пошло немного "нетуда" и теперь собственно художественная ценность представляется сомнительной.
Резюмируя вышесказаное вывод: На фоне этого дизастра башни нетолько не утратят своего очарования но и значительно повысят свою эстетическую значимость.
Панорам города это,разумеется к несчастью,не коснётся :(
Кстати АГ догматиком не был,это видно по изменениям в проект "крипты",внесённым в процессе строительства....
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:ingr
Date:Март 10, 2008 06:22 pm
(Link)
Извините увлёкся - забыл сказать....
Отличная заметка! :))))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:rudzin
Date:Март 10, 2008 06:54 pm
(Link)
:) рад старацца

Информация про фонд, немцев, австралийцев etc - нет ли откуда почитать?

А в общем с Вашими замечаниями согласен.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:ingr
Date:Март 10, 2008 06:59 pm
(Link)
Я волонтирил на стройке,как архитектор,сталкивался с людьми....
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:rudzin
Date:Март 10, 2008 05:55 pm
(Link)
Ну Вы же вряд ли собираетесь одно издание продавать больше пяти лет? :)

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:periskop
Date:Март 10, 2008 07:39 pm
(Link)
Это конечно. Просто удивительно было узнать, что безошибочно узнаваемый силуэт исчезнет при достройке.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:shokaku_2
Date:Март 10, 2008 07:35 pm
(Link)
как всегда, интересно и познавательно. спасибо
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:rabid_worg
Date:Март 11, 2008 11:15 am
(Link)
Спасибо :)
Я правильно понял, что "входная группа фасада Страстей" - сделана из банального бетона???
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:rudzin
Date:Март 11, 2008 11:49 am
(Link)
Судя по тому, что я видел - сами ворота из тесаного камня. А вот то что сейчас строят - железобетон и сверху камнем облицовывают.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:rabid_worg
Date:Март 11, 2008 12:52 pm
(Link)
М-да, может снимок неудачный, но выглядит как чужеродная нашлепка.
Бетон - отвратно и пошло. Тьфу.
Лучше бы еще 200 лет строили на пожертвования.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:rocking70s
Date:Март 28, 2008 04:38 pm
(Link)
был там года 2 назад...классное место) но инетересней ИМХо когда достроят
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:champ2007
Date:Апрель 25, 2008 07:57 am
(Link)
Судя по тем темпам строительства, которые мне довелось наблюдать за последние лет пять, времени у нас существенно больше ;-)) Создалось впечатление (возможно, обманчивое), что строители делают все возможное, чтобы оттянуть строительство центральной башни. Все, что угодно, только не это.

P.S. Простите мое занудство, но когда Гауди сбил трамвай, нашли его все-таки еще живым. Впрочем, к сути поста это имеет косвенное отношение.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:rudzin
Date:Апрель 25, 2008 09:11 am
(Link)
Да я сам такой же зануда, тут нечего прощать.

Рад был бы, если бы со сроками Вы оказались правы, но я там был буквально недавно, в конце февраля, и мне не показалось, что так уж они не стараются. Возможно, существует общественное лобби, которое пытается как то либо затормозить строительство, либо все же причесать проект. Темная история, такие дела так скрытно не делаются.

Что касается того, как нашли Гауди, то полностью согласен с тем, что это не имет отношения к сути поста. Я допускаю, что это фактическая моя ошибка - я лишь рассказчик, а не исследователь. Но мне нравится другое отношение к исправленному Вами - это не установленный и протоколированный факт, поскольку обе версии существуют, а легенда. Это касается и последних слов Гауди, и того, что он сказал помощнику перед уходом и т.д. и т.п., и когда - до или после службы его сбил трамвай.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:champ2007
Date:Апрель 25, 2008 02:38 pm
(Link)
Поглядим, что будет. Помимо меркантильных соображений, ради которых не стоит ускорять проект, существует ведь еще огромная мера ответственности, почти осязаемая, которую кто-то должен взвалить на себя. Одним приходится проектировать вслед за гением - подозреваю, не слишком благодарное занятие. Другим - принять решение, что строить нужно именно так и не иначе.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:kristiness
Date:Декабрь 18, 2011 06:55 pm
(Link)
все посты про строительство - кладезь! Спасибо)
Как информацию собираете?:)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:rudzin
Date:Декабрь 19, 2011 05:28 am
(Link)
Лазаю по сети, наталкиваюсь на что-то, начинаю копать. Иногда здорово помогают Google Books.
(Ответить) (Parent) (Thread)