Рюдзин (rudzin) wrote,
Рюдзин
rudzin

La Grande Vadrouille - II

Идея посещения этого города отчасти родилась благодаря ЖЖ. Когда уважаемый panzer_papa в моем посте об истории строительства Нойшванштайнского замка спросил, а не с него ли построен дворец спящей красавицы в Диснейленде, я, порывшись в сети, обнаружил, что был и ещё один источник вдохновения для диснеевцев - богадельня Hôtel-Dieu во французском Боне. К стыду своему я ничего не слышал о ней к тому моменту, но не оставляло меня ощущение, что где-то видел.

Вспомнил я, пересматривая один из любимых фильмов молодости – «Большая прогулка» с Луи де Фюнесом и Бурвилем. Если помните, они там пытаются спасти от нацистов часть экипажа английского бомбардировщика, сбитого над Парижем. И по ходу приключений, попадают в монастырский госпиталь, где прячутся некоторое время. Вот эта сцена и снималась в Бонской богадельне, её-то я и запомнил по необычной архитектуре, и когда выяснилось, что Бон находится лишь в получасе езды от Дижона, не посетить его стало просто нельзя.

В 1435м году закончилась Столетняя война. Её окончание не привело к быстрому улучшению жизни населения, банды разбойников продолжали грабежи на дорогах, большинство людей голодало, три четверти населения крупнейшего виноторгового города Бургундии – Бона нуждалось в помощи властей.
Для помощи горожанам канцлер Бургундии, Николя Ролен и его жена Гигона решают на свои средства создать богадельню – место, где больные, пожилые люди, беременные женщины и инвалиды могли бы получать помощь. Для обеспечения богадельни средствами ей передаются солеварни и виноградники, для украшения её приглашаются известные художники. В 1452м году богадельня открылась и шесть веков помогала людям (слева - 1946г.;справа - 1910-ые годы). После постройки в 1960-х годах современного здания госпиталя бОльшая часть деятельности переместилась туда, а в старом здании был устроен музей, в котором мы и побывали.



Знаменитый двор богадельни. Именно этот вид крыши из глазурованной керамики и сделал Hôtel-Dieu таким известным. В углу двора - колодец, именно он служил независимым от города источником водоснабжения, что уменьшало вероятности эпидемий.





Зал бедных (сверху). Утверждается, что выглядит именно так, как было устроено Роленом в 1452м. Неслыханные условия для госпиталей того времени - к каждому больному свободный индивидуальный доступ, каждый имеет возможность уединения/изоляции, у каждого свой шкафчик для вещей, у каждого – своя посуда. В конце зала – часовня, чтобы люди могли присутствовать на церковной службе вне зависимости от возможности передвижения. Тусклое освещение (только в этом зале настолько тусклое), тяжёлые тёмно-красные занавеси на кроватях вызывают после яркого полусказочного двора угнетающее впечатление, уж не знаю сознательно ли это сделано. Посетители ведут себя тихо-тихо.

(снизу слева) Монограмма Николя Ролена и его жены на полу Зала Бедных. Если приглядеться, то можно прочесть девиз Seulle - "единственная"; так Ролен относился к своей Гигоне. В часовне зала она и была похоронена.

(снизу справа) Фигурная опорная балка в часовне. Крокодил сейчас догонит ангелочка.







В зале Гюго (Гюго Бето построил, украсил и оборудовал это зал в средине XVII века) восстановлена обстановка тех времен. Публика делится на две части: одна, более романтичная, обращает больше внимания на муляжи монахинь, трогательно ухаживающих за своими пациентами(сверху); другая, более кровожадная - на наборы хирургических инструментов того времени(снизу).




Следующий зал, зал Святого Николая, служил хосписом, сюда свозили умирающих. Здесь можно увидеть ещё одно ультрасовременное для времен основания богадельни новшество - канализацию; непосредственно под залом течёт река (слева), и именно она использовалась для удаления отходов.
Справа - макет богадельни, выполненный в XVIII веке одним из больных.



Аптека госпиталя. Стены большой комнаты уставлены фарфоровыми(?) банками сверху донизу. Я попытался перевести надписи на некоторых, чтобы понять, чем лечили больных, но не преуспел. Названия "поташ" и " азотная кислота" для современного человека с медициной мало связаны.





Кухня. Восстановлена так, как она выглядела в XIX веке (хотя открытка того времени всё же немного не соответствует этому). Раз в пятнадцать минут всё это оживает - вертела в печи начинают вращаться, посуда гремит, монахини смеются и разговаривают между собой (в записи, конечно), в печке горит огонь (тоже нарисованный). Подобные представления достаточно распространены, в других музеях мы тоже их наблюдали.

(сверху справа)Пока не прочитал табличку, не понял, что за латунные лебеди перед монашкой. Это краны хол./гор. вода.




В отдельном помещении вывешен полиптик XV века знаменитого тогда художника ван дер Вейдера, заказанный для часовни Зала Бедных лично Николя Роленом. Смотреть на эту картину, подмечать всё новые и новые детали на ней можно очень долго. Жутковатое впечатление, особенно праввая её часть с грешниками, падающими в ад.


Ну и напоследок несколько фотографий самого города:


(слева) Въезд в Бон отмечен старинной передвижной давильней.
(справа) Да, здесь помнят съемки "Большой прогулки"



Древние городские стены. Бон, в отличие от большинства других городов, так и не перерос их. Подвалы под этими стенами в течение сотен лет используются для хранения бургундских вин.


Хоть мне и говорят, что все французские города одинаковы, но подобных зданий, сложенных из дикого камня я больше нигде не видел.


День 1ый. Париж-Шарль-де-Голль - Дижон
Дни 2-3ий. Лион
Дни 3-7ой. Шамони-Монблан
День 4й. Анси
День 5й. Женева
День 7й. Туннель Монблан - Курмайор
Дни 7-8й. Берн
День 8й. Базель
День 8й. Мюлуз-Кольмар-Шато д'Изенбор
День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 1
День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 2
Дни 1-11й. Дороги

Tags: la grande vadrouille, архитектура, про меня, франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments