Рюдзин (rudzin) wrote,
Рюдзин
rudzin

Categories:

La Grande Vadrouille - III


Лиону мы как то сразу не понравились.

Началось с того, что маршрут, рекомендованный на сайте отеля, оказался неверным. Честно следуя ему, я заехал совершенно в другую часть города, и только оттуда, ориентируясь по карте и по солнцу, доехал до места.

В отеле весьма удивились желанию поставить машину в его гараж, хотя изначально именно наличие гаража было одной из причин его (отеля) выбора. Наглости хватило, чтобы зайти в сам гараж и убедиться, что машин там нет вовсе, но это не послужило убедительным аргументом. Резервед, и точка. Пришлось ставить машину на городской подземной стоянке.
А в ресторане, практически полном, где все сидели и обедали, нам сказали: «Мы закрыты». Потом, уже к концу путешествия я понял, что обеденное время строго до 14-00, и если ты хочешь поесть после этого часа, то либо будешь искать долго и, возможно, безуспешно, либо обойдешься чашкой кофе с меренгой (это, кто не знает, такое огромное, с кулак, безе, вот как на фотке слева).

Вообще, одной из задач путешествия было в каждом месте попробовать что-то местное, local. В Лионе более двухсот лет назад сложилась традиция ресторанчиков bouchon, хозяева и одновременно сотрудники которых - несколько поколений одной семьи, предлагающие в основном местную кухню - сосиски, отбивные, птицу. Однако для начала местным блюдом был выбран сыр. Вообще я не любитель, но с другой стороны - Франция славится… многовековые традиции… 2000 сортов… Заказанный fromage blanc был, на выбор, двух видов. Тот, который был простоквашей, я ещё как-то смог употребить. Для того, чтобы съесть твёрдую разновидность, мне сильно не хватило или насморка, или умения есть, задерживая дыхание. Так что поначалу не повезло и с кухней. Уже потом, уже вечером, когда все ресторанчики открылись (их более пятисот, каждый наряжен по своему, и в старой части города они занимают на проходных улицах и площадях всё свободное пространство) и поужинать в них, в отличие от Дижона, стало можно и без предварительной записи, я простил Лиону невежливую встречу :).

Но на самом деле всё это мелочи. Лион – большой (второй после Парижа) город, который живёт, в отличие от многих других городов, настоящим, а не прошедшим, ну и отношение к прошлому у него соответствующее.

Вот пример: в 1831м году в городе было построено роскошное здание оперы (вверху слева). Более полутора столетий классический вид здания никому не мешал, пока в 1989м не было принято решение его несколько осовременить(вверху справа).
(внизу слева) Памятник падающему роллеру. Квартал возле Оперы был снесён, и на его месте теперь крытая гранитом площадь(внизу справа). Вот на неё эти роллеры и падают.










Или ещё: в 1894м году в Лионе, при посещении Всефранцузской промышленной выставки анархистом был убит тогдашний президент Карно. Через несколько лет на площади Республики ему ставят памятник (спорный на мой вкус). Памятник попадает в путеводители, на открытки, но в 1970х, при прокладке метро его убирают и на место не возвращают. Мне даже не удалось найти, куда его задевали. Вместо президента теперь детская карусель и фонтан.







Или фонтан Бартольди на ратушной площади. С 1891 года, когда его, по легенде, утащили из-под носа жителей Бордо (т.е. буквально – выгрузили с проходящего через Лион поезда и не отдали), фонтан неоднократно таскали по площади, как хотели. Четыре лошади на памятнике символизируют четыре главные французские реки: Сону, Рону, Гаронну и Сену, и стоять прямо перед памятником, на пути рвущихся каменных коней немного жутковато.




На огромной площади Белькур (пожалуй, самой большой из виденных мной) статую короля Людовика XIV при постройке колеса обозрения сносить не стали, её и так уже однажды – в 1793м, сносили. А в уголке той же площади, если не знать где, то и не найдешь – поставили скромный мраморный, разукрашенный граффити монумент уроженцу Лиона Антуану де Сент-Экзюпери и его герою - маленькому принцу.





Неожиданным для русского уха оказалось, что две реки, на которых стоит Лион (Rhône/Saône)при минимальной разнице в написании, считаются: одна - женского рода, а другая (другой?)- мужского. Несмотря на то, что прямо в Лионе они сливаются между собой, никакой романтической истории на этот счёт нет. Именно в их V-образном междуречье Лион и развивался последние 100-200 лет, там сделаны предыдущие снимки. А до этого, в средние века и раньше, при римлянах, город находился на правом, высоком берегу Соны, так наз. холме Фурвье, где и находятся наиболее старые его кварталы. Как говорили лионцы: «левый берег работает, правый берег молится». Молился правый берег в основном в соборе Св. Джона (как ни странно, но именно английское произношение в ходу)(сверху справа). Вход в него - одно из немногих мест в Лионе, где можно увидеть арабофранцузов - здесь они специализируются по сбору милостыни. В самом храме находятся астрономические часы, точно работающие уже более 400х лет(сверху слева).


После проигранной франко-прусской войны и гражданских волнений 1870-го было решено, аналогично церкви Сакре-Кёр в Париже, построить собор и в Лионе. Собор, названный по старой французской традиции в честь Богоматери - Нотр-Дам де Фурвье, был освящён в 1884м году, но отделка проводилась вплоть до 1964го. При постройке основное внимание было уделено, помимо фасада, проработке внешнего вида здания из-за Соны (сверху слева), откуда приходило большинство пожертвований на его постройку. Сбоку же базилика - сундук сундуком(снизу справа).



Утро в Лионе предусматривало помимо подъёма на холм Фурвье (вот на таком фуникулере) ещё и поиск так называемых трабулей. Трабули – это внутриквартальные переходы между домами, практически – альтернативная уличной сеть, которая была устроена ещё в те времена, когда в большинстве домов Лиона стояло по несколько ткацких станков, для перемещения шёлка и сырья для его производства. Говорят, что знающие люди могли пройти весь город, не пользуясь улицами, только по трабулям; также, куда без этого, говорят, что, подпольщики, герои Сопротивления пользовались ими для борьбы с нацистами, которые не могли их там поймать. Во второе я даже начал верить: уже вечером мы озаботились найти трабули. На вопрос «а где, собственно?» общий смысл ответов прохожих был «да они везде, в любую дверь суньтесь, там и трабуль». Но поскольку пальцем никто не ткнул, а ломиться в темноте в двери не хотелось, поиски были отложены на утро. Утром лионцы продолжили вести себя с нами, как с нацистами, ищущими героев сопротивления: широко разводили руками, объясняли, что «они тут везде», но ничего конкретно не показывали. Наконец на одной из стен, возле большой деревянной двери была обнаружена скромная табличка «Трабуль тут». Дверь, однако, была заперта и, решив, что партизан нам сегодня не найти, мы хотели уже начать эвакуацию из Лиона, когда услышали за ней шаги. Действительность оказалась, как обычно, скромнее мечты – подворотня, внутренний дворик, пара лесенок… Пройдя по ним, мы вышли на той же улице, через пару домов.

А в самом конце Лион решил нас не отпускать. Парковочный автомат забрал талон на оплату, мою кредитку и заявил, что сломался и больше работать не будет. Для того, чтобы вытащить карточку, пришлось обесточивать и перегружать всё электропитание парковки, а талон так и канул, пришлось торговаться с менеджером, за какое время нужно платить.

К сожалению, приходится признать, что одного дня (двух полудней) для того, чтобы почувствовать Лион, недостаточно. Не удалось посмотреть знаменитые нарисованные дома, только мельком – новую часть города, построенную уже после войны на левом берегу Роны, с трабулями тоже вышла промашка. На стрелке рек, где раньше была промзона, идёт большое новое строительство, говорят, что через пару лет там будет, что посмотреть. Надеюсь увидеть, да.

День 1ый. Париж-Шарль-де-Голль - Дижон
День 2ой. Бон. История Бонской обители
Дни 3-7ой. Шамони-Монблан
День 4й. Анси
День 5й. Женева
День 7й. Туннель Монблан - Курмайор
Дни 7-8й. Берн
День 8й. Базель
День 8й. Мюлуз-Кольмар-Шато д'Изенбор
День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 1
День 9й. Мюлуз. Французский Национальный автомузей - 2
Дни 1-11й. Дороги
Tags: la grande vadrouille, архитектура, про меня, франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments