Рюдзин (rudzin) wrote,
Рюдзин
rudzin

Categories:

Как упала Кампанилла. Часть I

Прочитал один свой старый пост, и стало немного стыдно, подумал я, как можно так небрежно проработать материал, так плохо изучить источники, да ещё и наврать в комментах. Нормальный человек и забыл бы, почти десять лет прошло, а я ж так не могу. Буду исправляться,
терпите.


Первые упоминания о колокольне (Campanile/Кампанила) собора Св.Марка на центральной площади Венеции относятся к началу X-го века. Свидетельств очень мало, но, по-видимому, изначально она не выполняла именно функций колокольни, а служила сторожевой башней и тюрьмой. Также очень вероятно, что изначальная высота была не сегодняшние 99 метров ("в восемь окон"), а несколько ниже ("в пять окон").
Так или иначе, к середине XIV века, когда Венецианская республика была одним из самых могущественных государств региона, потребовался зримый пример этого могущества и к колокольне впервые был пристроен высокий пирамидальный покрытый медным листом шатер с деревянным каркасом. Свидетельства путешественников говорят, что блеск от этих медных листов было видно за несколько дневных переходов. Для нас же важно, что высоченная башня с металлическим навершием, стоящая на плоской приморской местности, представляла из себя замечательную мишень для молний, что, с учетом деревянного каркаса, приводило к десяткам пожаров только по одной этой причине.

Да и сами венецианцы не очень чтили меры пожарной безопасности. К примеру, в 1405 году колокольня загорелась в результате праздника по поводу победу над генуэзцами, перестарались, видимо, с фейерверками. (слева сверху; справа сверху - первое достоверное изображение Кампанилы с именно натуры, начало XV века)

Проблемы, связанные с постоянными попаданиями молний в колокольню, венецианцы пытались решить всю её жизнь. Например в серелине XV века решил убрать красивую медную пирмидку сверху, и сделать стандартную для всех итальянских колоколен тог времени обычную черепичную крышу.
Однако это не помогло, и вплоть до конца XVIII-го века власти Венеции и атмосферное электричество с переменным успехом боролись за колокольню.
Одно время казалось, что природа берет верх: 23 апреля 1745 года подряд три удара молнии обрушились на колокольню, пробили глубокие трещины в северном фасаде; куски кирпича, упавшие с башни, убили трех человек. Однако и люди были упрямы: практически сразу же начинается восстановление башни.
(внизу)Очень тщательный рисунок Каналетто, показывающий процесс реставрации. Помимо подвесных лесов, видны огромные повреждения по всей высоте правой от наблюдателя части башни.

На старых фотографиях видно, что смогли сделать в процессе этого ремонта: на всей поврежденной стороне башни воздвигли еще одну стену, максимально по внешнему виду соответствующую старой.

Для того, чтобы связать старую и новую стены, использовали большие блоки белого далматского камня (показаны стрелками). Таким образом, конструкция Кампанилы после проведенных работ представляла из себя две достаточно слабо связанные стенки, одна из которых состояла из простоявшего сотни лет часто горевшего и битого молниями кирпича.
Но природу не обманешь, молнии продолжали бить в то же самое место. Если источники не врут, то стоимость ремонта Кампаниллы только в течение XVIII века составляла до десяти тысяч дукатов, сумасшедшие деньги, если я ничего не путаю - тридцать пять килограмм золота. Ничего удивительного поэтому, что сразу же после первых сообщений об опытахФранклина, в 1776 году на Кампанилле установили громоотвод (внизу) меморандум об установке громоотвода

Следующую сотню лет Кампанилла стояла, страдая уже не от природных бурь, но от политических, властям, постоянно менявшимся в городе, было не до неё. Во время первой французской оккупации с башни были сняты символы республики - крылатые львы (под предлогом заботы о безопасности, а как же),..

...потом занявшие город австрийцы их восстановили; во время второй французской оккупации на башне установили гелиотелеграф, потом занявшие город австрийцы его сняли. Какое-то внимание на состояние Кампанилы стали обращать только после ухода всех оккупантов и вступления Венеции в состав объединенной Италии в 1866 году. В 1885 году провели точечные раскопки, которые обнаружили, что фундамент, изготовленный в X веке, хоть и держит башню чуть не тысячу лет, но рассчитан был на меньшую высоту и меньшую нагрузку. Где-то к концу XIX века появляются новые веяния: министерство образования, которое финансировало текущие ремонтные работы, приказало их прекратить: "как же, вы меняете старые, хоть и рассыпавшиеся кирпичи в стене, на новые неаутентичные. Так делать нельзя, это же памятник истории и архитектуры, символ страны практически". Как поступать в такой ситуации, правда, не объясняли, собирались созвать комиссию и решить.

К северной стороне башни с XVI века было пристроено небольшое здание, так наз. Лоджетта, её видно на всех фотографиях, многие даже считают её частью Кампаниллы. Для нашего же рассказа важно, что в 1902 году у Лоджетты прохудилась старинная свинцовая крыша, по высоте расположенная на уровне 2-го этажа колокольни. В том месте, где крыша Лоджетты соприкасалась со стеной Кампаниллы, находился горизонтальный мраморный водосток, большая часть которого после всех ремонтов колокольни оказалась замурована в её несущей стене. И когда этот водосток извлекали для ремонта крыши, то не парились, а всю эту стену (тот самый бутерброд из старой и новой стен с белыми камнями)прорезали на две трети глубины. Да так и оставили.

В понедельник, 7 июля Доменико Руполо, который руководил работами по замене крыши и его помощник Антонио Мореско впервые замечают небольшие трещины в кладке между кирпичами колокольни непосредственно возле крыши Лоджетты. Руполо оповещает об этом своих работодателей - общество по охране памятников, а также префектуру.

Во вторник, 8 июля, трещины увеличиваются.

В среду, 9 июля щели становятся ещё шире. Двое рабочих сообщают, что в трещину можно просунуть руку, а материал внутри трещины просто крошится от этого прикосновения. Руполо требует от властей города очистить площадь.

В пятницу, 11 июля, слышно, как внутри здания по всей высоте сыплются мелкие, а затем и крупные камни.

В субботу, 12 июля трещина видна уже всем зевакам с площади, за день она расширяется на сантиметр.

Префект Венеции назначает чрезвычайную техническую комиссию по обследованию колокольни. Комиссия принимает решение, что виновата старая трещина, оставшаяся о ремонта 150-летней давности. Также комиссия предлагает временное решение проблемы: обвязать северо-восточный угол колокольни стальными полосами.
В тот же для предосторожности вокруг основания небольшой деревянный забор, чтобы любопытствующим не попали в голову камешки, падающие с башни.

В воскресенье, 13 июля трещина достигла верха колокольни. Комиссия еще раз проводит осмотр и видит, что из оконных рам, расположенных вдоль трещины, начинают вываливаться стекла. Комиссия пишет в префектуру, что вероятность полного или частичного обвала в ближайшие дни очень велика.
Префект в качестве временных мер принимает решение закрыть колокольню для посетителей (ха, только сейчас), отменить звон колоколов, и отменить ранее запланированные выступления оркестров на площади Св.Марка рядом с колокольней. Горожане в панике, множатся слухи: "Умер английский король Эдуард!!!", "Нет, умер черногорский король Николай!!!", "Нет, Его Величество Виктор Эммануил попал в катастрофу на железной дороге!!!"

В понедельник, 14 июля, в полшестого утра, Руполо уже рядом с колокольней, нужно сделать хоть что-то, чтобы остановить разрушение. С колокольни падают маленькие камни, мусор. От префекта приходят с вопросом: "сколько еще простоит башня". Руполо отвечает: "четыре, пять дней, не более". Префект запрашивает в порту стальные тросы для фиксации стен.

К девяти утра комиссия хочет вновь подняться на колокольню, но Руполо не даёт им этого сделать, так как в последние часы рост трещина растёт так быстро, что видно просто глазами.

В это же время Руполо и его помощник силой выводят из каморки в башне живущего там сторожа.

В полдесятого прибывшие муниципальные служащие отгоняют любопытных на другую сторону площади; также они пытаются поставить к трещине длинную пожарную лестницу для её изучения. С установкой лестницы ничего не выходит: падающие с башни камни сбивают и ломают её тут же.

Командир муниципалов дёт команду всем покинуть площадь.

В 9.47. слышится глухой шум, который кто-то сравнивал потом со стоном, а кто-то с криком боли; щель на глазах расширяется, из неё сыплются камни, золотой ангел на шпиле шатается, затем рушится вместе со шпилем и всей башней в пыльное облако.

Как ни удивительно, но несмотря на то, что падение наблюдали сотни зевак, в том числе и журналисты, фотографий падения нет. То что на фото выше - монтаж, хотя и выдававшийся долго за реальный снимок. Известно, что для того, чтобы изобразить на этом фото облако пыли, фотограф взял расфокусированное изображение заснеженного кустарника.

На фоне всего происходящего в этой истории бардака удивительно, что никто из людей не пострадал. Единственной пострадавшей была кошка сторожа. Более того, известна история, что двое рабочих, которые работали внутри башни и, убегая, оставили там ведро с цементом и куртки, обнаружили и то и другое на следующий день в обломках башни, причём куртки не были рваными, а цемент не был застывшим.

Практически не пострадали и близлежащие здания. По позднейшим версиям путь горы обломков к самому слабому и тонкому опорному столбу собора Св. Марка преградила здоровенная каменная опора, стоявшая на площади, вот она в нижнем левом углу фото валяется. Видно, что легенда не соответствует действительности, опорный столб она не защищает:


В общем, венецианцы решили, что Кампанила пожалела жителей города за любовь к ней.

(внизу) Ангел - флюгер колокольни в груде обломков и в ожидании реставрации.





Главный колокол, называется Марангона. Практически не пострадал при падении со 100-метровой высоты:


куски Лоджетты:


Заваленное, но не повреждённое здание библиотеки:


Резонанс в стране был колоссальный. Ну представьте себе, что завтра полезут чинить крышу, к примеру, ялтинского Ласточкиного Гнезда, и обрушат весь павильон в море. Вот и тут, всего несколько десятилетий прошло, как Венеция стала итальянской, Кампанила была одним из символов объединённой страны, и такая катастрофа.

"Кампанила рухнула по вине некомпетентных правительственных инженеров."
В общем, её восстановление стало делом принципа. Об этом во второй части.
Tags: Венеция, архитектура, история, старые фотки, строительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments