Рюдзин (rudzin) wrote,
Рюдзин
rudzin

Category:

Гражданское общество на примере одного перекрёстка

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Стадия первая, первобытная. В далёкие времена, когда ещё не все могли себе позволить съездить в европы, бытовала сказка, что у них там пешеходов на переходах пропускают, чуть завидя вдалеке. В этом месте рассказа все тяжело (а кто-то и недоверчиво) вздыхали. В конце 90-х, после первых посещений Европы и наблюдения этого чуда вживую, в моём кругу общения стало популярным, будучи за рулём, останавливаться перед переходом, чтоб пропустить пешехода. Однако после нескольких аварий практика была прекращена: въезжали в зад не столь продвинутые автоюзеры. Да и пешеходы en masse просто не воспринимали остановившуюся перед переходом машину, как пропускающую.

Стадия вторая, тоталитарная. Dura lex sed lex. В ПДД-то всегда было написано, что пропускать надо, но никто не пропускал. Более того, у меня был случай (еще в студенчестве), когда меня, переходящего дорогу по нерегулируемому переходу, остановил инспектор ГАИ, и отчитал, что я лезу под машины. Всё изменилось лет десять назад, когда не только ввели большой штраф, но и громко пообещали, что будут этот штраф взимать. Как раз к тому времени меньшинство водителей научилось дорогу уступать, а меньшинство пешеходов перестало воспринимать это как провокацию.

Несколько месяцев пешеходы пользовались своим новым статусом с сумасшедшей ажитацией. Мало кто знал отличие "регулируемого" и "нерегулируемого" перехода, на "зебру" внимание не обращали; были экземпляры, считавшие, что им должны уступать дорогу везде, включая МКАД, мосты и тоннели. Водители тоже не сразу приспособились, часто можно было наблюдать возле перехода в чистом поле пару битых машин: первый не среагировал на выходящего (или только собирающегося выйти) на дорогу пешехода, вспомнил про штраф и резко затормозил, а второй не успел. Но через какое-то время народ привык и уступать пешеходам начали так, что и в Европе не часто увидишь (ну уж в Южной-то Европе точно).

Собственно, мы могли бы продолжать оставаться на этой стадии, но, как ни странно, проглядывает стадия третья. Её зачатки я наблюдаю ежедневно по дороге к метро. Дело в том, что общественный транспорт у нас останавливается не рядом с метро, нужно еще пару минут пройти, и вот на этом маршруте есть дорога (2+2 полосы) и нерегулируемый переход. Переход этот очень активно используется. Десяток маршрутов автобусов, идущих один за другим, заполняют его непрерывным потоком людей. Водители, как их приучили, стоят и ждут. Долго, по несколько минут без движения. И вот некоторое время назад я стал обнаруживать, что пешеходы пытаются посмотреть на ситуацию глазами водителей и начинают их пропускать. Сама ситуация - человек имеет право на преимущество, но добровольно, без договорённости от него отказывается ради незнакомых ему людей, мне кажется в нашем обществе новой и необычной. Один человек остановится, второй, глядя на них - еще несколько. Конечно, скорее рано, чем поздно, появляется гордый (чаще гордая) своим правами пешеход и, растолкав стоящих лохов локтями, устремляется на проезжую часть. Но тем не менее, общий уровень дружелюбия и внимания друг к другу растёт, что не может не радовать.

Хотел бы я здесь закончить, да не тут-то было. Назревает стадия четвёртая. Наше государство (не Путин лично, нет) решило, что люди не могут саморегулироваться даже в масштабах одного перекрёстка, и было решено построить светофор. Пока только тянут кабели, но результат, зная примерные цифры проходящих и проезжающих, можно предсказать уже сейчас: толпы пешеходов, выдавливаемые частично на проезжую часть (там мало места для долгого ожидания) и рост пробок для машин.
Tags: Москва, страна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments