Рюдзин (rudzin) wrote,
Рюдзин
rudzin

Categories:

Репортаж с выставки "Евреи и Франция", Париж, 1941-й год.

Осенью 1941 года казалось, что вот-вот и вся Европа станет единой под сенью Великого Германского рейха. Англичане зализывали раны на своём острове, большевистские армии откатывались к Уралу. В связи с этим появилась необходимость приведения идеологии подчинённых территорий к единому знаменателю. Одним из столпов нацистской идеологии было непримиримое отношение к евреям; предстояло привить это отношение и остальным.

Во Франции первый закон об ограничениях для евреев вступил в действие 03 октября 1940го, им была запрещена госслужба, работа в области культуры: книгопечатания, театра, кинопроизводства, теле- и радиовещания. Но законы - законами, а нужно было ещё изменить само отношение правильных французов, к другим, отныне объявленных неправильными. Для этого была организована общественная организация, названная Institut d'étude des questions juives (Институт по вопросам евреев). Институт этот, будучи формально независимым, полностью финансировался германскими пропагандистскими структурами. Осенью 1941-го года на основании работ по антропологии, проводившихся в университете Сорбонны, этот Институт организует и широко рекламирует выставку "Евреи и Франция", на которой настоящим французам предлагается узнать своих соседей получше и получить ответы на некоторые важные вопросы.

Сегодня я предлагаю пройти по залам этой выставки.

Толпа перед входом. Мне очень нравится разница в шрифтах: строгий и прямой шрифт в "France" и копошащиеся червячки в "Juif".


Для начала, чтобы ориентироваться, план выставки из каталога. Очень мелкий шрифт, я поэтому перевёл на русский. Видно, что значительная часть выставки посвящена коммунизму в разных странах Европы, также большое внимание уделено иностранному опыту введения антисемитского законодательства. К сожалению, фотографий многих экспонатов не удалось найти. Что такое к примеру, "Сенсация"? Что считается "Еврейским искусством"?


Стержень выставки, место, где её открывали - огромный монумент "Франция, освобождённая от евреев". Пинает ногами двух уродцев, один из которых с вожделением обнимает земной шар, а второй (он за спиной) с таким же вожделением рассматривает какие-то бумажки. Не знаю, как её затащили и установили, вероятно, монтировали прямо здесь.


Открытие выставки.



Одно из основных мест притяжения публики, место, где вас научат отличать француза от недо-француза.


Вот тут наглядно изображено, на что смотреть, когда нужно идентифицировать, не еврей ли твой сосед?


Наглядное сравнение, что вам ещё надо, чтобы увидеть разницу?


Вот, можно рассмотреть и даже потрогать разоблачённого врага. Обратите внимание на цифры и таблички под скульптурой. Каждая цифра - характерная черта, по которой можно узнать в друге, соседе или коллеге затаившегося врага: нос крючком, глаза на выкате, большие губы, курчавые жирные и тёмные волосы, большие и обвислые мочки ушей.


Теперь, когда вы подготовлены, идём смотреть то, ради чего выставка и затевалась - панели, на которых поименно указаны враги французского народа. Враги разнесены по отраслям: радио, журналистика, театр, кино, литература, юриспруденция, банковское дело, промышленность, торговля, политика.


Рассмотрим эти панели по отдельности; обратим внимание на "лидеров" отрасли.

Политика. "Разложение. Всё продаётся и всё покупается." Леон Блюм. В молодости - издатель газеты «Юманите». С 1919 - депутат Национального собрания. Несмотря на то, что считал себя марксистом, осудил Октябрьскую революцию и диктатуру пролетариата, так как не принимал никакую диктатуру. В 1936м - стал премьер-министром. Правительство Блюма утвердило 40-часовую рабочую неделю, ввело оплачиваемый отпуск для рабочих, уравняло арабов в Алжире в правах с французами. В 1937 из-за поддержки республиканского правительства в Испании был вынужден уйти в отставку. В 1940м голосовал против диктаторских полномочий маршалу Петэну. Отказался покинуть Францию. Будет депортирован в Германию в 1943м году и чудом выживет в Бухенвальде. Ненадолго возглавит государство и правительство в 1946м.



Торговля. "Захват. Скорняки: 30% евреев в 1803-м, 95% в 1939-м. Портные: 6.4% евреев в 1803м, 85% в 1939м." Вольф Левитан - владелец одного из крупнейших в Париже универмагов, так и называвшегося "Левитан". Магазин был реквизирован в 1940м, с 1942го в нём будет организована продажа вещей, отнятых у евреев. Судьба Левитана мне неизвестна.



Промышленность. "Захват всех национальных ресурсов". Поль-Луи Велье, крупный промышленник, лётчик-герой Великой Войны, самый молодой офицер Почётного Легиона, присутствовал при капитуляции Германии в 1918; один из основателей Air France. В 1942м бежит из-под ареста в Америку, станет обладателем паспорта №1 "Сражающейся Франции", после войны будет разрабатывать нефть в Венесуэле и Мексике, станет меценатом: реставрация Версаля, друг Пруста, Помпиду и Онассиса, покровитель Брижит Бардо и Алена Делона.


"Евреи - мэтры французского кино." Бернар Натан. Беженец из Румынии, получил французское гражданство после Великой Войны, как ветеран Иностранного Легиона. Один из основателей французского кино, в начале 30-х практически монополист в производстве фильмов. Тогда же он впервые во Франции пытается понять коммерческую ценность телевидения; скупает все значимые радиостанции. В 1935м в попытке объять необъятное и скупить всё надрывается и попадает под банкротство. Это, вкупе со слухами о том, что он снимал порнографию, привело его в тюрьму. В 1943м погибнет в Освенциме.


Литература. "Овладение умами". Бернар Лекаш, до Второй Мировой был в основном известен как организатор оправдания Самуила Шварцбурда, убийцы Симона Петлюры. Во время войны уйдет к партизанам, станет известен как партизанский командир Капитан Лекаш.


Радио. "Оболванивание масс. Глубинные причины упадка - захват евреями французского радио." Жан-Мишель Грюнебаум, ведущий утренних программ Парижского радио перед войной. Участник войны, ранен, попал в плен, дважды бежал, второй раз удачно. В 1943, после обучения в Англии, будет направлен для организации отрядов Сопротивления, снова будет арестован, снова бежит, через Испанию попадёт на итальянский фронт, где закончит войну в рядах марокканских стрелков. После войны будет работать в газетах "Пари Матч", "Либерасьон". Кавалер Почётного Легиона, награждён Военным Крестом.


Драматургия. "Извращение французского вкуса и духа. 80% актёров, режиссёров, организаторов - евреи." Анри Бернштейн, пьесы его гремели в начале XX века, что-то среднее между Горьким (жизнь дна) и Шолом-Алейхемом. Дезертировал из армии во время Великой Войны, утверждал, что по идеологическим соображениям. Во время Второй Мировой эмигрирует в США, где будет проживать в демонстративной роскоши в отеле Уолдорф-Астория. Напишет памфлет "Портрет пораженца" о главе французского правительства маршале Петэне.


Юриспруденция "Защита криминала. 30% парижских адвокатов - евреи." Анри Торез. Ветеран Великой Войны, бывший коммунист, прославился защитой С.Шварцбурда (убийцы Петлюры), анархистов, Сакко и Ванцетти. Депутат парламента. После оккупации Франции уезжает в США, где будет издавать голлистский журнал. После возвращения вновь станет депутатом парламента, затем председателем RTF - телевещательной корпорации.


Часть экспозиции, названная "Морфологический анализ". Очень жаль, что нет другого фото. У первой картины "Француз? Нет - еврей" (Пьер Мендес-Франс, член парламента и помощник министра до войны, воевал в ВВС, сбит, попал в плен. В 1942м бежит, будет сражаться в ВВС "Сражающеся Франции", станет министром во временном правительстве де Голля. В 1954м - сам станет главой правительства). Дальше интересней, но ничего не видно. Можно предположить, что вторая - "Грек? Нет - еврей" имеет подпись Zaharoff, но известный торговец оружием Василий Захаров, про которого говорили, что он создаёт войны, чтобы продавать оружие обеим сторонам, был таки греком. Дальше читается "Русский?", мне кажется, что на плакате Максим Литвинов, бывший Наркоминдел СССР, не сумевший сработаться с Молотовым, на момент открытия выставки - зам. наркома и посол СССР в США. Следующие - "Немец?", "Англичанин?", но кто конкретно имеется ввиду, уже не узнать.
На торце надпись "Учитесь отличать еврея от француза".


Паук символизирует, как пишут в каталоге, "еврейство, жирующее на крови французов".


Что-то как-то плохо переводится. Предположу как-то так: "Всё что еще не принадлежит евреям, станет еврейским по международным соглашениям".


Как можно было ожидать победы в войне, если во власти столько людей, которые не могут быть в принципе патриотами Франции? Как можно ожидать патриотического подъёма народа, если всё радиовещание захвачено чужаками?


Посмотрите, как быт их быт и жизнь отличаются от наших! (Диорама "Гетто")


Вот, посмотрите на него, это Леон Блюм, один из непосредственных виновников унижения Франции, премьер-министр, который не смог (или не захотел?) подготовить страну к войне, человек, который уравнял в правах настоящих французов и арабов из колоний.


"Единственные богачи в стране бедняков".


"Евреи в истории Франции"


"Наш дом - Франция". Наглядно показано, как много чужаков просочилось в наш дом. К сожалению, качество фото не позволяет рассмотреть плакат в подробностях, но общий принцип такой: тёмная полосочка - плохо, светлая - хорошо. Много вы видите светлых полосочек? Понятно теперь, почему такая задница в стране?


Диорама "Поджигатели войны". По бокам выдержки из талмуда, на полу магендовид.


Подготовка к открытию.


Вызвала ли выставка интерес у французов? Минимальное количество, о котором упоминается - 150.000 человек; говорят о том, что билеты распространялись бесплатно и чуть ли не навязывались в трудовых коллективах. Максимальная информация, от организаторов - полмиллиона человек. Т.е. выглядит так, что в день приходило от полутора до пяти тысяч человек.
Вот здесь например, торжественно вручается подарок сто тысяч первому (100.001) посетителю выставки.


Несколько листов каталога выставки, которые удалось найти...


... и вырезка из газеты


Новостной сюжет (всего одна минута) с описанием выставки:


PS Маленькое, но важное дополнение: автор поста не поддерживает позиции организаторов выставки.
PSS Если кто-то владеющий французским может перевести тексты менее коряво, чем я, буду благодарен.
PSS В качестве иллюстративного материала мой старый-престарый пост с разбором фильма "Большая прогулка"
Tags: la grande vadrouille, Франция, история, музеи, старые фотки, тоталитаризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments