Рюдзин (rudzin) wrote,
Рюдзин
rudzin

Category:

Немножко про тоталитарную археологию



Все, конечно, помнят истории, связанные со Всемирной выставкой 1937 года в Париже. Это именно там Пабло Пикассо демонстрировал свою "Гернику", там же советский и немецкий павильоны стояли друг напротив друга и хитрый ариец Шпеер выжидал и не устанавливал на своём павильоне скульптуру имперского орла, пока большевики не закончили монтаж мухинских Рабочего и Колхозницы. А потом Шпеер установил орла, чтобы сделать свой павильон выше советского, перед самым открытием выставки. И, конечно, большевики расстреляли за такое всю свою делегацию по возвращении, да. Именно эти истории служат иллюстрацией предвоенной эпохи с её противостоянием двух новейших идеологий при удивленных взглядах носителей идеологии традиционной.


По окончании выставки все павильоны, естественно, были разобраны, частично утилизированы; павильон СССР в основном был перевезен для установки на ВДНХ. Но не всё подлежало вывозу. К примеру, возле центрального входа в павильон были установлены два симметричных панно, на которых, как водилось в те годы, изображались мирные люди советской страны и всяческая атрибутика. Панно эти, изготовленные из армированного бетона, решили не вывозить, а подарить ВКТ - профсоюзной организации французских металлургов.


Французы подарок советской страны с благодарностью приняли и установили его в недавно приобретенном на профсоюзные деньги санатории - бывшем замке Байе (Baillet-en-France). Замок этот, в получасе езды от Парижа, декларировался руководством профсоюза как "первый французский парк отдыха для рабочих-металлургов". Огромный бассейн, озёра, спортивные площадки, зеленый театр, площадки для встреч, митингов и танцев.


Братский подарок стоял там до 1939-го года, пока не был заключен пакт Молотова-Риббентропа и во Франции не была запрещена коммунистическая партия и связанные с ней организации. Поместье-санаторий было реквизировано, вместо отдыхающих рабочих здесь с декабря 1939-го до лета 1940-го в замке были изолированы около трехсот членов французской компартии и профсоюзов. Затем, после поражения Франции в войне, поместье было передано молодежным коллаборационистским организациям. Барельефы были демонтированы и разбиты. После 1944 года здесь размещался фильтрационный лагерь для советских перемещенных лиц. Возле остатков скульптур была установлена памятная табличка: "Это сделали фашисты. В 1937 году, после всемирной Выставки в Париже, советские рабочие подарили парижским металлургам два входных барельефа в павильон СССР. Но пришли фашисты, Петен, Виши и памятник был разрушен. Здесь лежит то, что удалось найти. Мы благодарны нашим советским братьям"


Но отношение к Советскому Союзу у французских рабочих у началу 1950-х не было стол восторженным, как в 1937-м. Барельефы зарастали, разрушались. Табличка исчезла, люди менялись, и наконец груду обломков решили просто убрать с глаз долой. Грузовики перевезли остатки в давно заброшенные погреба, куда и всё было сброшено, залито бетоном и забыто на пятьдесят лет. Парк перепродавался, замок был разрушен, никто уже и не помнил о барельефах.
Только в начале 2000-х в парке собирались начинать новое строительство и на всякий случай пригласили археологов, которые в 2004 году и наткнулись на погреба. Благодаря тому, что в погребах была всегда постоянная невысокая температура, за прошедшие полвека состояние обломков практически не изменилось.


История остается историей вне зависимости от времени, когда происходили события; археология остаётся археологией вне зависимости от времени, когда произведены изучаемые предметы. Поэтому никто не стал навешивать на остатки барельефов ярлыки "сталинская пропаганда", "тоталитарное искусство" etc, они были подняты и в меру сил приведены в порядок. После ряда выставок, прошедших по стране, барельефы нашли свое место в музее коммуны Байе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments