Рюдзин (rudzin) wrote,
Рюдзин
rudzin

Categories:

Размер когда-то имел значение. Что уцелело от Всемирной выставки'1937.


Подпись под карикатурой: "Опять дерутся..."

В процессе подготовки предыдущего поста, посвященного раскопкам остатков экспонатов советского павильона Всемирной Выставки 1937 года, я перелопатил большой объем информации по этой выставке. Не только СССР или Германия, но все страны на этой всемирной ВДНХ 1937 года, естественно, старались показать свои самые замечательные замечательности. Но прошла эпоха, что-то, казавшееся остроактуальным, перестало быть интересным, а что-то непонятое тогда - стало классикой сегодня. Из содержимого огромных павильонов выставки за прошедшие восемьдесят лет уцелели отдельные единичные артефакты, про причину появления большинства из которых уже мало кто помнит.
Сегодняшний пост покажет уцелевшие артефакты Expo'1937 в их нынешней среде обитания.

Самыми традиционалистскими, как было отмечено в комментариях к предыдущему посту, оказались павильоны двух цивилизаций нового идеологического типа: СССР и Германской Империи. Что касается остатков этих экспозиций, то по известным историческим причинам, их количество для этих двух случаев разнится кардинально.

Советский павильон, отреставрированный (заново построенный) в 2010м году, стоит недалеко от центрального входа на ВДНХ в Москве. Все про него всё знают, останавливаться не буду. Мне вот это фото больше всего нравится, напротив трех голых немцев работы Йозефа Торака:


В Пермской областной художественной галерее находится полотно работы Александра Дейнеки "Стахановцы", которое было расположено в торце советского павильона непосредственно позади статуи Сталина работы Меркурова:


Также сохранилась изготовленная из различных видов камня огромная "Карта индустриализации СССР":


После выставки в Париже на ней надстроили панели с Северным полюсом с красным флагом экспедиции Папанина и отправили хэдлайнером на следующую Всемирную выставку в Нью-Йорк'1939. После войны, в 1946 году она была перевезена в Государственный Эрмитаж, где находилась до 1987 года, когда была передана в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей.


Совсем другая история с немецким павильоном. От всей арийской красоты осталась буквально пара вещей:
скульптура бизона/тура, стоявшая перед входом,..


...находится теперь в красивейшем парке рододендронов в Бремене. Никто из посетителей и не знает, наверное, откуда она тут:


...И триптих "Четыре элемента" Адольфа Циглера (Президент Имперской Академии Художеств, известен организацией знаменитых выставок "Дегенеративного искусства"). Вот они в антураже павильона:


После выставки они висели в Мюнхене, в резиденции Гитлера,..


а сейчас - в немецком Историческом музее в Берлине.


Наиболее известным из всех экспонатов выставки стала картина Пабло Пикассо "Герника", посвященная немецко-итальянской бомбардировке одноименного города,..


...за которую (картину, не бомбардировку) ведущее гражданскую войну республиканское правительство Испании заплатило художнику 200.000 франков. После окончания Expo картина каталась по миру и собирала деньги вначале на продолжение войны, а затем на помощь испанским беженцам. Постоянно экспонировалась в музее МОМА в Нью-Йорке, где для неё был обустроен отдельный зал. В конце 60-х сам Франко просил вернуть картину в Испанию, но Пикассо соглашался на это лишь при условии восстановления республики в стране. Только в 1981-м, после смерти их обоих, адвокаты смогли заставить американцев передать-таки картину, несмотря на то, что в Испании была восстановлена не республика, но монархия. С 1981-го картина в Прадо, с 1992-го - в музее принцессы Софии.


Сам же павильон Испании, в котором выставлялась Герника, был восстановлен в Барселоне по старым чертежам в 1992 году, сейчас там библиотека.
pabellon_espana_efespsix071280-4058533.jpg_1306973099.jpg


Еще один восстановленный павильон - Святого Престола (Ватикан). Сам павильон, часть которого была выполнена в виде католического храма со 120-метровой колокольней, был разрушен после выставки, но его чертежи были переданы церковной общине во французский город Амьен, где церковь, посвященная Св.Гонорию, была восстановлена в конце 1940-х по эти чертежам.


Единственный сохранившийся оригинальный элемент - семиметровая скульптура Богоматери, которая была расположена на колокольне вначале во время выставки, а затем и в Амьене. В 1988 году фигура эта была передана по просьбе общины городка Байе (того самого, где хранятся остатки советских барельефов из предыдущего поста), где для неё был выстроен 25-метровый постамент-колокольня.


Еще один павильон, который пригодился после выставки - польский.
Если сравнить здание польского павильона и современный дворец торжеств в Романвилле (Romaunville), то вряд ли получится увидеть в них что-то общее. Однако ж при разборке павильона мэр города подсуетился и приобрел его металлический каркас за 60.000 франков. Поляки получили деньги, а город - новый зал.


На вершине польского павильона, по примеру заклятых друзей, была установлена скульптура со смыслом - бронзовая "Polonia Restituta", Восстановленная Польша авторства Франциска Масьяка. В 1938 году скульптура была вывезена на родину, где и нашла своё место на вершине горы Губалувка, в Татрских горах на высоте около 800м. На поднятой руке женщины сидит взлетающий орёл с распростертыми крыльями. Отреставрированная в 2012 году, она так и стоит на вершине возле ресторана для горнолыжников.


Вход в тематический павильон "Металл", подготовленный хозяевами выставки. Сам павильон был построен исключительно из различных видов металла (исключение было сделаны только для оконных стекол и ковров на полу". Инсталляция на входе размером 10х7 метров была изготовлена из бронзы по проекту Раймона Субе.


После выставки один из основатель компании "Дассо Авиасьон", Марсель Блох-Дассо, выкупил входную группу павильона и смонтировал её на входной части одного из своих заводов, недалеко от Парижа, в Сен-Клу. Здесь она и находится до сих пор.


Одним из самых больших на выставке был павильон одной самых маленьких стран - Люксембурга. От экспозиции сохранилось панно, на котором изображен традиционный весенний танец жителей деревни Эхтернах. В этой деревне, в аббатстве Св. Виллиброрда, панно и оказалось после выставки.


Гордостью итальянского павильона была огромная, 12х8 метров, мозаика футуриста Марио Сирони "Фашистский Труд" ("Il lavoro fascista"). После выставки она была перенесена в построенный под по инициативе Муссолини свежеоткрытый миланский Народный Дворец. С 1944 года скромно называется "Корпоративная Италия", а дворец соответственно - Дворец Информации.


Венгры в своем павильоне представили панно Вальмоша Аба-Новака "Венгрия и Франция - братья навек", ("Les relations historiques Franco-Hongroise"). Сейчас панно находится в музее города Секешфехервар.


И наконец, бельгийцы сохранили пару крупноформатных вещей.


Барельеф "Бельгия за работой" Оскара Йесперса находится на стене антверпенской школы балета. Витражи Альберта Сервеза на библейские темы находятся в церкви Св. Семейства городка Волув-Сент-Ламбер.


Также осталось ещё много мелочи - скульптуры, прикладные вещи, игрушки, даже половина паровоза (я сам его видел в Мюлузе, в музее транспорта, но не знал истории). Всё это рассеяно по музеям и паркам Европы, но боюсь, что их перечислять будет уже совсем скучно.
Tags: Франция, архитектура, история, музеи, старые фотки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments