Рюдзин (rudzin) wrote,
Рюдзин
rudzin

Skunk Works. Четыре байки из жизни самолёта-шпиона


По совету друзей-ЖЖистов прочитал «Skunk Works», мемуары Бена Рича, руководителя мозгового центра компании ЛокхидМартин. Известна эта организация тем, что здесь были созданы лучшие американские самолёты военного назначения в период с 1940-х по 1990-ые годы. В частности, здесь разработали уникальный высотный фоторазведчик U-2, который в конце 50-х несколько лет невозбранно летал в небе СССР на недоступной никаким средствам ПВО высоте. Несколько экземпляров этого самолёта до сих пор в строю спустя полвека после выпуска (на обложке книги выше не он, а F-117, самолёт-невидимка, чью технологию придумали здесь же).

Я же сегодня хотел бы пересказать несколько не требующих специальных знаний баек из книги, связанных со строительством и эксплуатацией самолета-шпиона U-2:

Байка №1. Проектирование. Использование подручных средств.
В самолёте U-2 с его уникальными характеристиками было уникально и все его компоненты. К примеру, единственный в ту пору авиационный двигатель, способный работать на высоте более 20км. Одной из проблем при работе этого супердвигателя было распыление им масла через кондиционер кабины прямо на лобовое стекло самолёта. В герметичной кабине сидит лётчик, который дышит огнеопасным чистым кислородом, а перед ним брызжет раскаленное масло. Много масла - за полёт из двигателя уходило до двадцати литров. Инженерны никак не могли решить проблему с разбрызгиванием масла, пока по совету кого-то из опытных механиков не было принято решение прикрепить на масляный фильтр женскую гигиеническую прокладку, которую просто меняли после каждого полёта. С тех пор ЦРУ закупало (и видимо закупает) коробки прокладок для полётов U-2.

Байка №2. Подготовка. Уникальность во всём.
В самолёте U-2 с его уникальными характеристиками было уникально и все его компоненты (я это уже писал же?). Рабочая высота полёта U-2 составляет 21300 метра. Обычное применяемое ВВС топливо не годилось – в тех условиях оно могло или замёрзнуть, или закипеть. Производителю нефтепродуктов «Шелл» был передан секретный заказ на изготовление спецтоплива с нужными характеристиками. Исследования нефтяников показали, что наиболее близким составом к требуемому обладают спреи от комаров. Узнав это, ВВС заказали сотни тонн этого спрея. Естественно, такой спрос невозможно было удовлетворить немедленно, и с учётом того, что военные имели высокий приоритет и платили гораздо щедрее гражданских – вся страна на всё лето осталась без средства от комаров.

Байка №3. Эксплуатация. Не запутаться в карманах.
Направляя самолёты фотографировать территорию СССР, в ЦРУ понимали, что бесконечно долго это продолжаться не может. Поэтому каждому летчику выдавалась таблетка цианистого калия, как говорили, на всякий случай. Использовать таблетку или нет - решал вроде бы сам лётчик.
Как-то раз (или не раз, но обнаружили однажды) одному из лётчиков, Кармену Вито, наземные службы положили ядовитую таблетку не в тот карман. Как раз в тот карман, который лётчик использовал обычно для лимонных леденцов, чтобы сосать их, когда горло пересыхало от напряжения во врёмя полёта над территорией СССР. В этот раз Вито почувствовал, что его горло пересохло, когда пролетал над Москвой. Он засунул руку в карман, чтобы взять леденец от кашля, на автомате взял таблетку цианистого калия, закинул её в рот и начал её рассасывать. К счастью, он не разгрыз её, сразу осознал свою ошибку и успел в ужасе выплюнуть яд, прежде чем он начала действовать. Раскусил бы - и для скандала не пришлось бы сбивать его коллегу, Пауэрса, через несколько лет. Потеряв управление, самолёт-шпион сам бы упал где-то в Подмосковье.
После этого случая отравленную таблетку заменили на отравленную иголку.

Байка №4, мне больше всего нравится. Наркополиция за легалайз.
U-2 задействовался не только в качестве шпиона. В 1970-ые, когда прямого применения ему не находилось, самолёт использовался для наблюдения за утечками нефти, извержениями вулканов, стихийными бедствиями, для составления карт, а также для борьбы с распространением наркотиков. Агентство по борьбе с наркотиками устроило тестовый проект на границе США с Мексикой: агенты решили узнать, как именно выглядят посадки мака с высоты полёта фоторазведчика на каждом этапе всего своего существования, чтобы иметь возможность отличать их от посадок других культур. В дальнейшем можно было бы не только определить места произрастания, но и примерное время уборки урожая. В Аризоне с помощью предварительно пойманных нелегалов-мексиканцев было засеяно поле, над которым время от времени летал и фотографировал его U-2. Последний полёт должен был проходить над полем, готовым к сбору урожая. Пленки проявили – и увидели голую землю: за день до полёта под покровом ночи рабочие собрали весь мак и смылись с ним в Мексику. Вполне возможно, что уже через несколько недель на улицах появился первый героин, произведённый при поддержке правительства.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments