time new

Репортаж с выставки "Евреи и Франция", Париж, 1941-й год.

Осенью 1941 года казалось, что вот-вот и вся Европа станет единой под сенью Великого Германского рейха. Англичане зализывали раны на своём острове, большевистские армии откатывались к Уралу. В связи с этим появилась необходимость приведения идеологии подчинённых территорий к единому знаменателю. Одним из столпов нацистской идеологии было непримиримое отношение к евреям; предстояло привить это отношение и остальным.

Во Франции первый закон об ограничениях для евреев вступил в действие 03 октября 1940го, им была запрещена госслужба, работа в области культуры: книгопечатания, театра, кинопроизводства, теле- и радиовещания. Но законы - законами, а нужно было ещё изменить само отношение правильных французов, к другим, отныне объявленных неправильными. Для этого была организована общественная организация, названная Institut d'étude des questions juives (Институт по вопросам евреев). Институт этот, будучи формально независимым, полностью финансировался германскими пропагандистскими структурами. Осенью 1941-го года на основании работ по антропологии, проводившихся в университете Сорбонны, этот Институт организует и широко рекламирует выставку "Евреи и Франция", на которой настоящим французам предлагается узнать своих соседей получше и получить ответы на некоторые важные вопросы.

Сегодня я предлагаю пройти по залам этой выставки.Collapse )
PS Маленькое, но важное дополнение: автор поста не поддерживает позиции организаторов выставки.
PSS Если кто-то владеющий французским может перевести тексты менее коряво, чем я, буду благодарен.
PSS В качестве иллюстративного материала мой старый-престарый пост с разбором фильма "Большая прогулка"
time new

Коротенько про муфты, FRLS и клопов.


Как человек, немного связанный со стройкой вообще, и в обустройстве на строительных объектах противопожарной защиты в частности, хочу здесь описать какие-то вещи, мимо которых часто проходят несведущие в этом люди. Ничего экстраординарного, просто опишу, какие изменения были внесены при ремонте учебного корпуса одного из московских ВУЗов пару лет назад. Коллегам просьба: не пинать ногами, я постарался максимально просто.

Read more...Collapse )
time new

#Кемерово

Несколько лежащих на поверхности вещей, по результатам разговоров с коллегами. Как и всегда, катастрофа - это наложение нескольких факторов, каждый из которых по отдельности может не привести к трагедии.

1. Неработающая пожарная сигнализация. В современных зданиях современные нормативы заставляют устраивать умную, разветвлённую, чуdствительную пожарную сигнализацию. Именно поэтому она никогда и не работает.

Чтобы должным образом её сделать, настроить и поддерживать в рабочем состоянии, нужны деньги. Нанять людей с руками, которые знают особенности монтажа этих систем, стоит денег. Провести грамотно, а не для галочки - стоит денег. Поддерживать в нормальном состоянии, чтоб сигнализация не поднимала тревогу от каждого чиха - стоит денег.

2. Неправильное использование путей эвакуации. Существует значительный перечень различных ограничений, связанных с устройством и обслуживанием путей эвакуации. Например, у вас не получится оставить ширину прохода в 50-60-70см (или поставить соответствующей ширины дверь); не покрасите вы стены масляной краской и не отделаете деревом; не положите на пол бытовой линолеум. Согласовать при сдаче подобное по документам не возьмётся ни один инспектор. Другое дело, когда ему покажут документы, что линолеум тот негорючий, а дверь узкая появится после сдачи.
Я не знаю, насколько сейчас принято занимать пути эвакуации под торговые точки, склады и т.п., редко хожу по торговым центрам, у нас в Москве не видел такого давно. Но с другой стороны - не так давно сам был свидетелем ситуации, когда дорогущую дверь с системой "антипаника" (все видели, конечно, такую дверь с длинной горизонтальной ручкой во всю длину полотна) после приёмки снимали на другой объект, а на её место ставили обычную (естественно всегда запертую, ключи в охране) железную дверь.
Я не знаю, что было в данном случае, но люди выйти не смогли, пытаться эвакуироваться было более опасно, чем оставаться в здании.

3. "Оптимизация" проектов.
А вот тут да, не хозяева, не пожарники, а строители. Я пример приведу, не относящийся к конкретному случаю, но показательный. Я его при собеседовании снабженцев использую.

Read more...Collapse )

Что касается случая в Кемерове - я не знаю, какие разрешённые материалы были заменены. По тому как полыхала кровля, можно предположить, что уложили обычный горючий пенопласт в неё. Наружные стены не горели, но внутри просело всё, значит скорее всего в перегородках тоже не минвата была, а что-то горючее.

Извините за сумбур, мысли вразброд.
time new

Про выборы и сотню скважин

Едучи вчера в метро, услышал объявление: "блаблабла приходите в воскресенье на самые важные выборы".

И вспомнил почему-то.

Давно, лет десять назад, когда мы только-только заменили постоянного президента на временного, я посещал один дом. Дом этот был в деревне в недалёком Подмосковье, и как все подобные деревни, стала та деревня в значительной мере дачным посёлком. И на весь этот посёлок была одна водораздаточная колонка, и её не хватало.

Люди, к которым я приезжал, уже тогда пенсионеры, в тот момент как раз собирались платить за то, чтобы им на участке пробурили глубокую скважину, из которой они собирались брать воду. Стоимость скважины в том месте была космическая, по тем деньгам и той пенсии - пятьдесят тысяч рублей, доход их за несколько месяцев.

Спросил я: "Зачем, вам же не нужна скважина в индивидуальное пользование, это дорого и бессмысленно?"
Отвечают: "Общей колонки не хватает, соседи пробурили, но ходить к ним неудобно".
Спрашиваю ещё: "А вот скинуться всем, на такую деревню пару скважин хватит, будет не пятьдесят тысяч, а по тысяче со двора?"
Отвечают: "Многие не хотят скидываться. Кто-то всё время живёт, больше тратит воды, кто-то на выходные приезжает, меньше. Пытались, собирались, ни к чему не пришли"

Кончилось всё тогда тем, что ребята с бурилкой озолотились, пробурив скважины практически в каждом дворе. А по мне, правильным решением было пробурить те две нужные скважины за счёт местного самоуправления, за счёт тех местных налогов, которые люди должны платить, имея дом в той деревне. А если бы не построила им местная власть те скважины - их и не выбрали бы в следующий раз.

Не те выборы у нас самые важные.
парадный

Басманный рынок. Нехорошее место.


С самого начала цитата:

"Когда строили новый Бауманский рынок, почему-то перенесли - в квартал с чрезвычайно дурной репутацией: в этом месте находилась братская могила погибших от чумы 1771г., а позже, во время событий 1905г. на этом месте был зверски убит Н.Бауман. [...] учитывая непростую историю местности, имя Баумана, как бы, защищало от погибших в данном месте раньше (рядом находилась Лефортовская полицейская часть) - "свой" среди потустороннего царства. Как только Бауманский рынок переименовали в Басманный (исторически Басманная часть находилась хотя и рядом, но в др. половине нынешнего р-на) вся "защита" от злого рока сего квартала само собой снялась..." (пользователь narniets, сайт pastvu.com).

В 1974м году на Бауманской улице в Москве начали строить колхозный рынок не совсем обычной конструкции.

Вот как это выглядело:Collapse )
парадный

Самый-самый-самый матч

Самый-самый-самый (тут должен быть эпитет, который я так и не смог подобрать) в истории советского клубного футбола состоялся 23 октября 1989 года в Лужниках.

Предыстория (которая здесь гораздо важнее самой истории).

В 1970-ых в советском футболе ничего не происходило. Ну, то есть возились в своей внутренней песочнице, но попытки сравнить свой уровень с уровнем международным были безуспешными: ни клубы, ни сборные не котировались вовсе (все чемпионаты мира и Европы после 1970-го и до 1982-го) были пропущены. Даже на Московской Олимпиаде 1980-го, куда не приехал практически никто, умудрились проиграть. Всё было плохо. В 1982-м году попали-таки на Чемпионат Мира, но привезли с собой сразу трёх главных тренеров (телевизионщики очень путались) с соответствующим результатом. В общем, отчаяние, так знакомое современным болельщикам, а как бы и не сильнее.

В 1986-м году в финал европейского Кубка Кубков попадает киевское Динамо. Мы, мальчишки, бубнили «повезло», потому что обыграли они до финала слабых голландцев, австрийцев и чехов. Но в финале произошло не сказать, чтобы чудо, но что-то совершенно необычное и незнакомое: Динамо, прежде известное своей тактикой «сушить» матчи, играть от обороны, просто перебегало, переиграло как стоячих, мадридский Атлетико 3:0.

В том же году сборная, составленная из того же киевского Динамо чуть менее чем полностью, под руководством динамовского же тренера Валерия Лобановского едет на чемпионат мира. В первом матче, в том же стиле kill them all сборная СССР просто втаптывает в газон венгров 6:0. Во втором, ведя в счёте и играя на удержание (все понимали, что достаточно ничьей), спокойно этой ничьей добиваются с чемпионами Европы французами. В третьем выставляют второй состав и обыгрывают Канаду. В общем, мы уже считали шансы на чемпионство. Видимо, футболисты и тренеры считали так же, ведь в 1/8 финала играть нужно было с Бельгией, занявшей только третье место в своей группе. И традиция играть на удержание счёта в очередной раз подвела: дважды выйдя вперёд, сборная СССР дважды после этого бросала играть, и поплатилась, проиграв в овертайме 3:4.

Через два года те же люди на Чемпионате Европы почти стали чемпионами. По ходу чемпионата обыграли сильнейшую тогда команду в мире – Голландию 1:0 (Гуллит, Райкаард, ван Бастен, Куман), Англию 3:1, Италию 2:0, и только в финале уступив реванш 0:2 тем же голландцам.
А чтобы не казалось, что кроме Динамо Киев в стране нет команд, через пару месяцев вторая сборная, почти без игроков Киева, стала Олимпийскими чемпионами, обыграв бразильцев 2:1.

Но, при всём уважении к болельщикам большинства других клубов, очень сложно было поставить другую команду рядом:

Зенит, ставший чемпионом в 1984 году первый раз со времён войны? Случайность, звёзды сошлись…

Минск, Тбилиси? Уверенные середняки, хоть и тоже становились чемпионами.

Динамо и ЦСКА? Их лучшие годы в 50-х.

Выскочки из Днепропетровска? Пара сильных игроков, и Киев уже забрал их себе.

Трррпедо Мсссссква или Локомотив, практически официально называемый «пятым колесом в телеге московского футбола»? Без комментариев.

Всякая география типа Жальгириса, Нефтчи, Пахтакора, Кайрата и Арарата? Ну вы поняли.

Оставалась одна команда, которая могла противостоять с большим или меньшим успехом, Киеву. Московский Спартак. Именно матчи этих двух команд называли всесоюзным дерби, они собирали стотысячные стадионы в Москве и Киеве, практически символ противостояния между столицей и периферией, окраиной.

Спартак после сезона 1988 года собирался развалиться. В команде возник конфликт между многолетним тренером – Константином Бесковым и группой ветеранов. Бескова «ушли» прямо во время его отпуска, часть ветеранов тоже ушла, на место главного тренера практически голосованием команды выбрали еще никому не известного 35-летнего Олега Романцева.

Вот в таком виде наши герои подошли к сезону 1989 года: на пике силы одни, в состоянии неопределённости другие.

В 1989-м году СССР уже трескался. Кто-то это видел, кто-то нет. Но если за жёлто-голубой флаг на футболе в 1986м в Москве прямо во время матча оцепляли весь сектор и выводили по одному (и я сам тому свидетель), обыскивая, то в Киеве в 1989-м таких флагов был полный стадион без всяких последствий. 15 апреля москалики приїхали в Київ щоб бути битими, и полный Республиканский стадион собрался, чтобы понаблюдать за этим.
И Спартак на глазах всей этой толпы порвал Динамо 4:1. Если это не аналог битвы Давида и Голиафа, то я тогда не знаю, что аналог. Единственное отличие – обиженный на глазах своей публики Голиаф уцелел и запомнил.


Но это всё ещё предыстория была.

Read more...Collapse )
парадный

Почему неплохо быть саксонским курфюрстом. Церковь Богородицы (Frauenkirche) Дрезден.

падает нагрузка.jpgСаксонский курфюрст Август Сильный был не только сильным, но и упрямым. Когда городской совет Дрездена в 1722-м году решил построить новую церковь в честь Богоматери, курфюрст не разрешил строить стандартный (хотя и очень большой купол) с деревянным каркасом и внешней оболочкой из медного листа, а предложил построить его из каменных блоков, таких же, их которых строилась вся церковь. Формально: из-за дешевизны, а на самом деле - потому что ему очень нравился купол Санта-Мария-делла-Салюте, той самой, которая стоит на впадении в лагуну венецианского Большого Канала.

Легко захотеть чего-то, будучи курфюрстом. Георг Бэр, архитектор строительства, поддерживал идею цельнокаменной церкви, но опыта в строительстве подобных сооружений у него не было. Т.е нарисовал то он как и было заказано, но начались сложности.

Во-первых: камень - штука тяжелая. Купол церкви получался весом двенадцать тысяч тонн. При том, что опиралось всё это не на землю, а на достаточно тонкий подкупольный барабан - давление было очень значительным и передавалось на опоры очень неравномерно.

Во-вторых: местный камень, очень красивый белый песчаник - достаточно мягкий, пористый, и склонен к деформации под давлением.

В-третьих - как ни странно, в Дрездене бывают дожди, а каменные блоки сложной формы (для купола) изготавливать с нужной точностью не умели и между ними оставались значительные щели.

Это привело к тому, что уже на стадии постройки купольная часть церкви стала трескаться и протекать. Стройку приостановили, и городской совет долго колебался, продолжать ли работу по существующему проекту. Мнения расходились от "посмотрите какая получается красота, не забивайте себе голову мелкими техническими шероховатостями", до "снести, пока всё не посыпалось на голову". Совещались так долго, что архитектор Георг Бэр успел умереть. Однако в итоге решили, что красота важнее технологии, уменьшили и максимально облегчили надкупольный фонарь и сдали здание в эксплуатацию.

И дрезденская церковь Богоматери стала единственным купольным полностью каменным зданием к северу от Альп, визитной карточкой города Дрездена, венцом "саксонского барокко". Курфюрст Август добился впечатления, которого хотел добиться.

Но за производимое впечатление пришлось платить.

повреждения несущих 1932.jpg Анкеры 1930.jpg
(слева) Состояние несущей стены церкви без усиления, начало 1930-х годов. (справа) Состояние несущей стены с усилением металлическими анкерами, тогда же.


Непрерывные ремонты церкви начались, как я написал выше, еще до окончания стройки. Восемь основных несущих опор из мягкого песчаника не могли без деформаций удерживать здание. Более того, через несколько лет дефекты конструкции (ну как дефекты, не умели точнее камень резать) привели к тому, что центр купола отклонился от изначального положения почти на метр. В каменные блоки по всему зданию непрерывно закладывались металлические элементы для усиления. В 1820-х провели частичную перекладку конструкций купола с усилением связей, как между ними, так и и с несущей конструкцией барабана.

Самый большой ремонт в церкви произошёл после прихода к власти нацистов, через всё здание протянули арматуру для улучшения устойчивости.
6f3888c6f92866996df2f8775e561de2.jpg


А потом, 13 февраля 1945 года, прилетели американские бомбардировщики и проблема устойчивости самой большой в мире цельнокаменной купольной церкви была решена окончательно. Вопреки сложившемуся мнению, непосредственно в здание бомбы не попадали. Но центр города горел целиком, занялись деревянные конструкции внутри церкви (хоры, скамьи), плавились металлические части (орган, к примеру). Неравномерный нагрев, разное температурное расширение камня и металлических анкеров, укрепляющих стены... Через два дня после бомбёжки Фрауэнкирхе рухнула.

Read more...Collapse )
парадный

Старая байка в помощь начинающему пропагандисту



В 1980-м году зимние Олимпийские игры проходили в американском Лэйк-Плэсиде. Команда США не могла толком реализовать домашнее преимущество. Единственным, кто выигрывал, был конькобежец Эрик Хайден, феноменально побеждавший во всех дисциплинах, от спринта до марафона.

Но в последний день произошло чудо: в хоккейном финале русская Red Machine (четыре выигранных олимпиады подряд) была остановлена американскими студентами, чего никто не ожидал. Miracle on Ice помнят до сих пор, тонны книг написаны об этом.

А на встрече американского президента Джимми Картера (справа) с олимпийскими чемпионами (конькобежец Эрик Хайден с флагом в центре) президент взял в руки пять золотых медалей Хайдена и двадцать золотых медалей хоккеистов и риторически вопросил: "Ну, у кого больше всех золотых медалей?"
парадный

Гражданское общество на примере одного перекрёстка

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Стадия первая, первобытная. В далёкие времена, когда ещё не все могли себе позволить съездить в европы, бытовала сказка, что у них там пешеходов на переходах пропускают, чуть завидя вдалеке. В этом месте рассказа все тяжело (а кто-то и недоверчиво) вздыхали. В конце 90-х, после первых посещений Европы и наблюдения этого чуда вживую, в моём кругу общения стало популярным, будучи за рулём, останавливаться перед переходом, чтоб пропустить пешехода. Однако после нескольких аварий практика была прекращена: въезжали в зад не столь продвинутые автоюзеры. Да и пешеходы en masse просто не воспринимали остановившуюся перед переходом машину, как пропускающую.

Стадия вторая, тоталитарная. Dura lex sed lex. В ПДД-то всегда было написано, что пропускать надо, но никто не пропускал. Более того, у меня был случай (еще в студенчестве), когда меня, переходящего дорогу по нерегулируемому переходу, остановил инспектор ГАИ, и отчитал, что я лезу под машины. Всё изменилось лет десять назад, когда не только ввели большой штраф, но и громко пообещали, что будут этот штраф взимать. Как раз к тому времени меньшинство водителей научилось дорогу уступать, а меньшинство пешеходов перестало воспринимать это как провокацию.

Несколько месяцев пешеходы пользовались своим новым статусом с сумасшедшей ажитацией. Мало кто знал отличие "регулируемого" и "нерегулируемого" перехода, на "зебру" внимание не обращали; были экземпляры, считавшие, что им должны уступать дорогу везде, включая МКАД, мосты и тоннели. Водители тоже не сразу приспособились, часто можно было наблюдать возле перехода в чистом поле пару битых машин: первый не среагировал на выходящего (или только собирающегося выйти) на дорогу пешехода, вспомнил про штраф и резко затормозил, а второй не успел. Но через какое-то время народ привык и уступать пешеходам начали так, что и в Европе не часто увидишь (ну уж в Южной-то Европе точно).

Собственно, мы могли бы продолжать оставаться на этой стадии, но, как ни странно, проглядывает стадия третья. Стадия ТретьяCollapse )
парадный

Ещё про Олимпиады: показательная история отказавшейся от своего флага страны.

Вдогонку к прошлому посту, там, оказывается показательная история была с олимпийской командой Родезии.

Впервые родезийские спортсмены участвовали в Олимпиаде ещё 1928 года. Тогда МОК решил в порядке эксперимента выдать приглашения на участие олимпийским комитетам двух британских доминионов - Родезии и Мальты. Никаких особых достижений родезийские спортсмены не достигли. Затем политика чуть поменялась, в дальнейшем приглашений длительное время Родезии для участия не присылали и спортсмены выступали за команду Южной Африки, ближайшего соседа, либо за Великобританию.
В 1960м году на Олимпиаду была приглашена команда Федерации Родезии и Ньясаленда, британского протектората; после распада этого странного образования, в 1964м - самостоятельная команда Родезии под своим флагом.

А потом, в 1965 году, Ян Смит объявил независимость Родезии от Британии. Коса нашла на камень вот в каком вопросе: в отличие от южно-африканских соседей, где был принят апартеид, политика раздельного проживания белых и чёрных, в Родезии (теперь Южной Родезии) негры формально имели те же права, но существовали имущественные и образовательные ограничения в выборной системе ("один человек - один голос - ... - один раз"). И когда давление из Лондона по вопросу об устройстве всеобщего избирательного права стало непереносимым для белого правящего меньшинства, было принято решение об отделении от Империи. Никто независимость Южной Родезии не признал - ни США (и остальные союзники Великобритании), ни СССР и его союзники (Ян Смит объявил себя борцом с коммунизмом на юге Африки), ни уже получившие свободу африканские соседи, для которых независимое государство белых рядом было занозой.
А что же делать спортсменам?Collapse )
парадный

С белым флагом на Олимпиаду

Решил для себя выяснить, много ли было в истории случаев, когда страны под своим флагом не смогли участвовать в Олимпийских играх.

Выяснилось, что случаев не так чтобы много, но вот парадигма "спорт вне политики" херилась успешно ещё со времён барона Кубертена.

Первым баном наградили стран, объявленных агрессорами в Первой Мировой Войне. Оригинальных источников не смог найти, но в основном пишут так: Germany, Austria, Bulgaria, Turkey, and Hungary were not forbidden to come, they were also not sent an invitation by the Organizing Committee - им не было запрещено участвовать, но они не получили приглашений оргкомитета. Казуистичненько. Несколько удивляет отсутствие в этом списке Чехословакии, точно такого же осколка Австро-Венгрии, как и собственно Австрия и Венгрия.

Вперёд, к поцарапанным пробиркам.Collapse )
парадный

Сравним по стоимости автопутешествия и Fly&Drive


Прочитал на днях расчёт уважаемого vagant по расходам, которые он несёт при своих длительных путешествиях по Европе с использованием собственного автомобиля.
Цитата: "Многие мои знакомые думают, что мы путешествуем на собственном автомобиле исключительно с целью экономии денежных средств. Хочу предложить вашему вниманию конкретные цифры денежных затрат на основе прошлогодней поездки во Францию. В моих планах не будет сравнения между путешествием по типу Fly&Drive(Прилет на самолете и аренда автомобиля) и самостоятельной поездкой".

Сам я для себя в своё время подобные расчёты проводил, и поэтому приведённые цифры показались мне не то, чтобы неверными, но немного неполными.

Главное же: неверным представляется рассматривать такой тип поездки вне сравнения с основной альтернативой, тем, что называется сейчас Fly&Drive, когда в начальную точку маршрута путешественник добирается самолётом, и арендует машину в аэропорту. В свете того, что большинство людей имеют достаточно небольшие отпуска (я так больше двух недель не могу себе позволить, и большинство людей вокруг меня примерно так же загружены) я всегда считал, что в сравнении этих двух альтернатив путешествие на своём авто дешевле, а перелёт дороже, но при этом экономится дорогое время, которого всегда не хватает. Расчёты показали, что я был не прав.

Read more...Collapse )
парадный

Про охрану памятников архитектуры на примере Гражданской башни (Torre Civica) , г.Павия, Италия

Распространено мнение, что в наше время общество следит за своими архитектурными памятниками, за культурным наследием, и ситуации, аналогичные обрушению венецианской Кампанилы в 1902 году, невозможны. На слуху, к примеру, восстановление Фрауэнкирхе в Дрездене с использованием остатков старой церкви, или укрепление основания Пизанской башни. Однако эти примеры верны лишь для случаев, когда существование здания важно либо политически, либо экономически. Примером же отношения при отсутствии этих факторов является история городской башни Павии, небольшого города в 35 километрах у югу от Милана.Collapse )
парадный

#Unterlinden

Самым запоминающимся экспонатом по результату посещения музей Unterlinden в Кольмаре оказался не знаменитый Изенхаймский алтарь с крышесносным эпизодом искушения Св.Антония (под катом), не жуткая "Колесница смерти" (там же), а маленькая и скромная картина Гюстава Бриона, которой ни в одном каталоге музея нет, и о которой ни Гугл, ни Вики не знают.

Картина написана в 1875 году, через четыре года после аннексии Эльзаса Германской империей, называется "Новости из Франции". Дама на картине - в национальной эльзасской праздничной одежде, об одежде мужчины не берусь судить. До возвращения Эльзаса во Францию - больше сорока лет.



Всего три фото всяких ужасов посмотреть под катом:Collapse )
парадный

Как упала Кампанилла. Часть II





Окончание, начало здесь.

Итак, принципиально все понимают, что Кампанилу нужно востанавливать. Но дьявол, как обычно в деталях. Тем более, пока стройплощадку расчищают, строить всё равно нельзя, можно подискутировать: восстанавливаем ли мы её точно такой же, как и была? А почему бы не провести конкурс проектов, и не попытаться построить на площади Св.Марка что-нибудь современное, модерновое (слева и справа)?

Да, собственно, кто сказал, что строить нужно именно в том же самом месте? Площадь большая, можно построить, например, тут:




или тут:


Пока уважаемые люди препираются, посмотрим, что происходит на месте рухнувшей башни:Collapse )
парадный

Как упала Кампанилла. Часть I

Прочитал один свой старый пост, и стало немного стыдно, подумал я, как можно так небрежно проработать материал, так плохо изучить источники, да ещё и наврать в комментах. Нормальный человек и забыл бы, почти десять лет прошло, а я ж так не могу. Буду исправляться,
терпите.


Первые упоминания о колокольне (Campanile/Кампанила) собора Св.Марка на центральной площади Венеции относятся к началу X-го века. Свидетельств очень мало, но, по-видимому, изначально она не выполняла именно функций колокольни, а служила сторожевой башней и тюрьмой. Также очень вероятно, что изначальная высота была не сегодняшние 99 метров ("в восемь окон"), а несколько ниже ("в пять окон").
Так или иначе, к середине XIV века, когда Венецианская республика была одним из самых могущественных государств региона, потребовался зримый пример этого могущества и к колокольне впервые был пристроен высокий пирамидальный покрытый медным листом шатер с деревянным каркасом. Свидетельства путешественников говорят, что блеск от этих медных листов было видно за несколько дневных переходов. Для нас же важно, что высоченная башня с металлическим навершием, стоящая на плоской приморской местности, представляла из себя замечательную мишень для молний, что, с учетом деревянного каркаса, приводило к десяткам пожаров только по одной этой причине.

Да и сами венецианцы не очень чтили меры пожарной безопасности. К примеру, в 1405 году колокольня загорелась в результате праздника по поводу победу над генуэзцами, перестарались, видимо, с фейерверками. (слева сверху; справа сверху - первое достоверное изображение Кампанилы с именно натуры, начало XV века)

Read more...Collapse )
парадный

Про жадность и самый длинный мост в мире. Часть вторая.

Окончание, начало здесь.

Проблемы с мостом начались сразу же.
Естественно, еще до открытия движения, мост проверяли. Ответственный за приёмку - генерал Хатчинсон в конце февраля 1878 года, за три месяца до открытия, гонял по мосту груженые до 73 тонн шесть локомотивов со скоростью 70км/ч (справа). В тот момент мост выдержал. В заключении Хатчинсон писал, что «мост ведет себя удовлетворительно, с лишь небольшими отклонениями полотна, небольшой дрожью на опорах и без всяких люфтов в усилении опор».
Однако генерал рекомендовал принять максимальную скорость движения по мосту 40км/ч и главное - проверить поведение моста при сильном ветре. Первая рекомендация была принята, а про вторую забыли.
Вернёмся теперь к чугунным опорам моста. В первой части я писал, что отверстия во фланцах изготавливались литьём (а не сверлением), что в рамках существовавших тогда технологий не позволяло выдерживать их (отверстий) точные размеры. Поэтому болты, которыми опоры крепились, зачастую либо болтались в слишком большом отверстии, либо не влезали в него. Если не влезали - то брали болты меньшего размера, которые, естественно, тоже без точного соответствия отверстию начинали болтаться. Для того, чтобы придать конструкции жесткость, между её частями загоняли железные клинья, но их никак не закрепляли.
Read more...Collapse )
парадный

Про жадность и самый длинный мост в мире. Часть первая.

К середине девятнадцатого века железные дороги перестали быть в Британии чем-то необычным и стали повседневным транспортом. Более-менее обжитые места покрылись сеткой железных дорог.
Но оставалось несколько мест, где возникали определенные сложности, связанные прежде всего с рельефом местности.
Смотрим на миникарту справа:
Основная часть городов и населенных пунктов Шотландии находится на восточном побережье острова, западная часть занята горами. При этом направление рек в этой местности проходит с запада на восток, как раз перпендикулярно приморской оси городов Эдинбург-Данди-Абердин. Мелкие реки можно было пересекать мостами в рамках существующих технологий, но существует два места, где построить мосты без существенных затрат было нельзя: южное, в устье реки Форт (Forth) и северное, в устье реки Тей (Tay). И там, и там ширина залива-эстуария достигала двух километров. Поэтому для обычного пассажира путешествие из Эдинбурга до Данди выглядело так:
поезд до станции Грантон,
затем паром через залив Форт,
затем поезд через весь район Файф на север,
затем на станции Тейпорт - опять паром через залив Тей,
и затем еще небольшой участок до Данди.
Чистое время в пути - три с половиной часа на шестьдесят четыре километра с четырьмя пересадками, и это - если все расписания синхронизированы между собой, что при местной погоде, частых штормах и туманах очень проблематично.

В общем было ясно, что тот, кто построит мосты через заливы, тот и сорвет куш. Read more...Collapse )